Система обязательного медицинского страхования обеспечивает широкие возможности лечения самых разных, в том числе многих редких и сложных заболеваний. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда пациент не получает необходимую медицинскую помощь своевременно и в полном объеме, да и просто не знает, какие виды медпомощи ему положены. Почему так происходит? Как и где пациент может ознакомиться с полным комплексом мер, которые обязаны предпринять медики при лечении его заболевания? И что делать, если на практике ему по тем или иным причинам не обеспечивают полноценного лечения?
На эти и другие вопросы, касающиеся правовой поддержки пациентов, отвечает эксперт, юрист благотворительного фонда «Правмир» Ольга Грицай.
Правовое регулирование
– Правоотношения в сфере оказания медицинской помощи гражданам России регулируются целым рядом документов, – отмечает Ольга Грицай. – Основополагающий нормативный документ – это Федеральный закон 323 «Об основах охраны здоровья», который гарантирует медицинскую помощь всем, кто проживает на территории Российской Федерации и застрахован. Оказание медицинской помощи у нас опирается на законодательно определенные порядки, стандарты и клинические рекомендации. Так вот, клинические рекомендации должны стать настольной книгой для пациента, так как именно из них он всегда может узнать, какая медпомощь полагается при его диагнозе, как проводится исследования, какие необходимы медикаменты, какая реабилитация – то есть в этом документе прописан полный маршрут пациента на основе всех стандартов и положений, касающихся конкретного заболевания.
Ежегодно утверждается программа государственных гарантий. Есть базовая программа, а есть федеральная. Базовая программа – то, что оплачивается за счёт фонда ОМС, а федеральная – за счет дотаций от федерального бюджета и регионов. То есть, медицинская помощь, которая не предусмотрена в принципе базовой программой, может быть предусмотрена федеральной, то есть субсидироваться из госбюджета. А может обеспечиваться за счет региона. В каждом регионе утверждается своя территориальная программа госгарантий, и пациенту необходимо знать, что в программу его региона входит дополнительно, чтобы при необходимости этим воспользоваться. Нужно убедиться, а соответствует ли она федеральной, так как бывают нарушения, когда регион утверждает территориальную программу, в которую не входят необходимые нормативные положения и стандарты. Если пациент не может получить необходимое лечение из-за такого расхождения между территориальной и федеральной программой госгарантий, желательно написать обращение в Минздрав, обратить внимание должностных лиц на то, что не исполняется законодательство.
«Подводные камни» маршрутизации
Есть утвержденные стандарты медицинской помощи, в которых, в зависимости от диагноза, прописана частота медицинских осмотров, набор и сроки исследований. Ознакомившись с этими стандартами по своему заболеванию, пациент знает, сколько и чего ему положено пройти по ОМС. Начнем с первичной, амбулаторной, медицинской помощи. За ней пациенты обращаются в поликлинику, и она включает мероприятия по профилактике диагностике и лечению заболеваний и состояний, а также реабилитацию. Согласно стандартам, срок ожидания приема участкового врача-терапевта не должен превышать 24 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию. Но все мы знаем, что к врачу записаться практически невозможно. Особенно тяжело, когда пациенты приходят с болью. Что делать в такой ситуации? Идти к любому дежурному врачу. И если он говорит: «Вы не мой пациент, я могу только оформить экстренную помощь или выписать больничный», единственный способ получить помощь – обратиться к заведующему. Ни в коем случае не конфликтовать! Просто объяснить ситуацию, напомнить, на что вы имеете право, согласно стандартам, и попросить, чтобы заведующий помог попасть к врачу срочно, а запись через две недели просто сохранится в системе. Если по-другому этот вопрос не решить. Скорее всего, заведующий пойдет навстречу и попросит участкового принять такого пациента без очереди. Тем более если речь идет только о том, чтобы выписать направление к узкому специалисту, потому что попасть к нему можно только через участкового.
Следующий момент – госпитализация. По стандартам, отведенное на нее врем составляет 2 часа. Но на практике приходится ждать в течение всего дня. Если налицо вопиющее нарушение, нужно сказать врачу, что все зафиксировано – когда пациента привезли в медучреждение и сколько времени он тут находится без госпитализации. На основе этих данных можно подавать жалобу.
Сроки регулярных исследований, которые пациентам назначают после выписки из стационара – например, УЗИ или МРТ каждые 3 месяца, также трудно соблюсти из-за того, что ожидание записи на них может продлиться гораздо дольше. К тому же, чтобы получить направление на такие исследования, приходится проходить все круги ада, начиная с посещения терапевта только затем, чтобы он выписал направление. И если в ответ на претензию пациента врач отвечает: «Мало ли что вам положено!», не стоит с ним ругаться. Достаточно объявить, что теперь вопрос будет решаться в юридической плоскости, и написать заявление в вышестоящую инстанцию.
Нарушения сроков при экстренной медицинской помощи, к счастью, случаются редко. При угрожающих жизни пациента состояниях бригада обязана доставить его в другой стационар, если в первом, куда его привезли, нет возможности оказать ему необходимую помощь. То же самое касается случаев, когда пациент проходит лечение в медучреждении, и ему назначают исследование, пройти которое по месту госпитализации он не может. Больного должны на скорой доставить в медучреждение, где есть нужное оборудование, а затем привезти обратно.
Высокие технологии
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – лечение с применением новых, сложных, уникальных методов, в которые входит в том числе и использование ионных препаратов, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта проводимой терапии или повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения. ВМП, за исключением некоторых редких видов, включена в базовую программу ОМС. А значит, получить ее может каждый пациент, который в этом нуждается. Решение о предоставлении ВМП принимает врачебная комиссия.
Есть два пути получения высокотехнологичной медпомощи. Первый – если речь идет о виде ВМП, который входит в программу ОМС. В таком случае, если врачебная комиссия принимает положительное решение, пациенту выдается направление, соответствующие документы направляются в поликлинику и в медучреждение, которое этого пациента госпитализирует.
Если же речь идет о таком виде ВМП, который не включен в программу обязательного медицинского страхования, пациенту придётся самостоятельно добиваться ее получения через департамент здравоохранения или региональный Минздрав. То есть, нужно подать документы в департамент, откуда их, соответственно, направляют в медицинские организации, которые работают по ОМС, с заявкой на оказание такой высокотехнологичной помощи. Если там есть места по квоте, приходит положительное решение. Но сроки тут законом не установлены. Существует очередь, потому что это дотационное обеспечение, и выделенных средств бывает недостаточно.
Что делать, если вы оказались в такой очереди? Параллельно самостоятельно отправлять ваши медицинские документы в учреждения, которые занимаются этой помощью, лучше в те, которые работают и по госпрограмме. Затем получить от них подтверждение, что они оказывают такую помощь платно, с подробным описанием, как это можно сделать. Собрав эту информацию, вы поймете, какое из них лучше. И если, например, найдете то, где меньше очередь, можете воспользоваться правом поменять медучреждение. Следующий шаг – сообщить об этом в Минздрав или департамент. Решение – менять организацию или нет, остается за ними, однако шанс на благоприятный исход все же есть, особенно если ожидание очереди слишком затянулось, есть угроза жизни, ухудшается состояние.
Давайте жить дружно
– Самая серьезная проблема в оказании медицинской помощи – это когда пациент обращается за помощью и не получает поддержку от врача, – подчеркивает Ольга Грицай. – Понятно, что он загружен, пациентов очень много… Не нужно скандалить и жестко что-то требовать. Практически всегда можно договориться, особенно если выразить свое понимание степенью его загрузки. Но если врач все-таки не идет на контакт, вообще не вникает и не интересуется, с чем к нему пришел пациент, в этом случае законодательство вам поможет! Главное – знать свои права.