А после операции Лера испуганно сказала: «Мам, я встать не могу!»
Отзыв от мамы Валерии: Выражаю огромную благодарность БФ «Правмир», Проекту пять с плюсом, Гранту «Москва-Добрый город» за возможность пройти нейромоторный тренинг.. Занятия были настолько насыщенные и интересные. что дети уходили воодушевленные и радостные. Вначале у моей дочери было сопротивление, она не думала что реабилитация бывает не только полезной, но и радостной. После тренингов у Леры улучшилась походка. Она стала более открытой и контактной, начала рисовать. Я очень рада что моя дочь все больше раскрывается. Благодаря тренингу улучшилось ее психическое состояние, она стала более уверенной и открытой. Спасибо большое!
Лера всегда любила рисовать, и это у нее хорошо получалось. Только вот последние 2,5 года рисунки у нее в основном грустные. Как говорит психотерапевт, агрессивно-депрессивные. Она часто использует красный, фиолетовый и коричневый цвета. Лица персонажей угрюмые или с ухмылкой.
Она с рождения «развивалась рывками»: то отставала в физическом плане от своих сверстников, то, после приложенных усилий – интенсивных занятий, массажа, гимнастики, – догоняла. Мама волновалась, обращая внимание на медлительность и периодические зависания, как у ребенка-аутиста, а врачи ничего особенного в поведении Леры не замечали. Предлагали маме попить успокоительные.
В 7 лет Лера поступила в гимназию. Сложные задания по математике она выполняла с легкостью, у нее была отличная память, а вот с письмом что-то не ладилось. Писала медленно и без особого желания. А во втором классе и вовсе буквы стали прыгать по строчкам. Тогда Лера в целом стала менее внимательной, быстро уставала, мало ела. Время от времени ее рвало. Причем, приступы рвоты совпадали с периодами повышенного эмоционального напряжения, например, контрольными.
«Понервничала, у детей такое бывает, – думали родные. – Скоро лето – отдохнет».
Но летом состояние девочки стало ухудшаться. Ее тошнило по утрам, она отказывалась есть, теряла вес. Походка стала шаткой. Лера не могла самостоятельно подняться по лестнице, держалась за всех.
Мама отправила ее к бабушке погостить, но вскоре та позвонила встревоженная: «Лера не может ложку в правую руку взять и намазать варенье на блинчик!» Девочку обследовали и в голове обнаружили большую опухоль.
«У нас такая паника была. Никто ничего осознать не мог. Все как во сне было… Наша жизнь тогда кардинально поменялась», – вспоминает мама Леры.
Она старалась сдерживать эмоции при дочке, чтобы не напугать ее. Слово «опухоль» заменила на «шарик». «Его нужно вырезать, чтобы ты могла нормально двигаться», – объяснила она Лере. И девочка поверила. Представляла, как выбежит после операции из больницы и все будет очень хорошо.
Но когда Леру привезли из реанимации в палату, она с трудом произнесла: «Мама, я встать не могу!» Правая часть тела не слушалась. Лицо онемело. Врач просила Леру закрыть глаза и в этот момент трогала ее щеку. Но девочка ничего не чувствовала. «Не моргала даже, когда ей ваткой в глазу ковыряли». При этом предметы нечетко, но видела, функции дыхания, глотания были сохранны, слух не пострадал. Спустя день после операции стало понятно, что не утрачены и функции движения. Врачи все это называли настоящим чудом, ведь опухоль затронула мозжечок. Вероятность, что девочка останется инвалидом, была высокой.
Результаты биопсии показали, что опухоль у Леры доброкачественная – пилоидная астроцитома. Ни лучевой, ни химиотерапии не требовалось. Нужно было только восстанавливаться – физически и морально.
Потихоньку расхаживаться девочка начала довольно быстро, а вот справиться с эмоциональным состоянием долго не получалось. Лера то и дело до крови ковыряла нос, кусала губы. Неврологи объяснили, что «самопоедание – это вид аутоагрессии, непринятие себя», и посоветовали обратиться к психотерапевту.
В сентябре Лера вместе со всеми пошла в 3-й класс. Двигательные функции тогда еще не восстановились полностью, но переходить на домашнее обучение она отказалась категорически. Девочке хотелось общения. Она с нетерпением ждала встречи со школьными друзьями.
«Мой ребенок выглядит не как обычно. Есть небольшие особенности. Поговорите с детьми, чтобы Леру не обижали», – попросила Лерина мама. И все – родители, учителя – отнеслись с пониманием.
Первую реабилитацию по ОМС удалось пройти только спустя несколько месяцев – в центре «Русское поле». Потом был еще курс и еще… После Лера попала в центр Доктора Касаткина. Групповые занятия тогда оплатил наш Фонд. Девочка начала лучше двигаться. Научилась самостоятельно подниматься по лестнице, ездить на велосипеде, разборчиво писать и рисовать левой рукой, вовлекая в работу и более слабую правую руку.
Аутоагрессия почти прошла. Ее отголоски видны теперь только на бумаге. Лера передает красками свои внутренние переживания и, как говорят специалисты, прорабатывает эмоции, что очень важно в ее ситуации. Со временем краски станут не такими «кричащими». Внутренние бури успокоятся, и на лицах нарисованных персонажей аниме обязательно появятся улыбки.
После плановой МРТ врачи сказали, что Лера в ремиссии, реабилитацию нужно продолжать. Сейчас есть возможность пройти курс танцевальной нейрореабилитации и благодаря ей улучшить двигательные навыки, психологическое состояние. Это шанс продолжить проработку эмоций и улучшить концентрацию внимания. Последнее – один из камней преткновения в школе. Лера не может одновременно переписывать что-то с доски и слушать объяснения учителя. Концентрируется на чем-то одном. В итоге то предложение не допишет, то так увлечется написанием, что не слышит обсуждение в классе. Конечно, это отражается на оценках.
Мы можем помочь девочке поскорее восстановиться полностью и с легкостью справляться с любыми заданиями – в школе и дома.
Валерия Зайцева пройдет нейрореабилитацию в рамках проекта «Пять с плюсом». Эта программа фонда «Правмир» стала победителем конкурса грантов «Москва - добрый город». Благодаря этой поддержке 50 детей с инвалидностью, ОВЗ или умственными нарушениями смогут пройти курсы нейрореабилитации.
Наши подопечные благодарны за любое разовое пожертвование. Однако, если вы будете поддерживать фонд на регулярной основе, это позволит нам оперативно оказывать помощь, не дожидаясь пока будет собрана необходимая сумма.
Чтобы оформить регулярное списание, выберите в форме комфортную для себя сумму и выставите движок вправо в позицию «Ежемесячно». Вы сможете изменить или остановить списания в любой момент.